Стратегический менеджмент 1153
Тестовые вопросы к зачету/экзамену
Первая часть:
- Какая из представленных концепций стратегического менеджмента дает минимальную эффективность:
а) управление на основе предвидения изменений
б) управление на основе экстраполяции
в) управление на основе реакции на изменения
г) нет верного ответа
- Стратегия это:
а) программа достижения конкурентного преимущества на целевых рынках
б) комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия и достижению конкурентных преимуществ на целевых рынках
в) определение основных заинтересованных групп, потребности которых стремиться удовлетворить предприятие
г) вариант а и в
- Какие виды стратегии различаются в зависимости от объекта управления?
а) наступательная и оборонительная
б) низких издержек, дифференциации и фокусировки
в) отраслевая, конкурентная и локальная
г) корпоративная, бизнес, функциональная.
- Основной недостаток модели Портера состоит в
а) длительный период разработки
б) широта охвата
в) неточность
г) субъективность
- Стратегический анализ внешней среды не позволяет ответить на вопрос:
а) какие конкурентные силы действуют в отрасли и насколько они сильны
б) какие экономические характеристики имеют первостепенное значение для отрасли
в) может ли компания конкурировать по стоимости
г) варианты а и б
- Какое ресурсное требование необходимо соблюдать при реализации стратегии лидерства по издержкам
а) дизайн и конструирование продукции, легкой в производстве
б) высокие производственные и инженерные навыки
в) наличие строго контроля за производственным процессом и трудовыми ресурсами
г) все здесь перечисленные
- Стратегия дифференциации лучше всего работает, когда
а) требования покупателей к каждому отдельному продукту и их использованию различны
б) покупатели мало ощущают замену продавца и предпочитают приобретать товар по наилучшей цене
в) у производителя практически нет способов разнообразить свой продукт
г) варианты а и в
- Что из ниже перечисленного не является способом проведения наступательной стратегии:
а) "партизанские" действия
б) наступление за пределами существующего рынка
в) снижение стимула получения прибыли
г) упреждающие действия
- Применение наступательной стратегии путем наступления на сильные стороны конкурентов имеет целью:
а) возможность получения доли рынка путем превосходства над сильными сторонами более слабых конкурентов
б) возможность свести на нет конкурентное преимущество одного или нескольких конкурентов
в) добиться разбалансирования работы конкурента, рассредоточения его внимания на многие направления и заставить его манипулировать ресурсами
г) вариант а и б
- Что выступает в качестве основного барьера входа на рынок новых предприятий:
а) лояльность покупателей к торговой марке
б) экономия масштаба
в) доступ к распределительным каналам
г) все варианты верны
- Стратегическая бизнес-единица – это:
а) штабной отдел, где разрабатываются стратегические планы
б) подразделение компании, ориентированное на будущее
в) подразделение компании, занимающееся достаточно четко установленным бизнесом со своими стратегическими целями и задачами
г) подразделение, специализирующееся на выполнении определенных функций
- Что из ниже перечисленного не является методом анализа внешней среды:
а) модель 5-ти сил Портера
б) анализ стратегических групп
в) определение ключевых факторов успеха
г) SWOT-анализ
- Изменения многолетнего темпа развития отрасли относятся:
а) к основным экономическим особенностям отрасли
б) к движущим силам отрасли
в) к переменным силам
г) нет верного ответа
- Самой мощной среди пяти сил конкуренции (в модели Портера) является:
а) соперничество среди конкурирующих продавцов
б) сила конкуренции товаров-заменителей
в) сила конкуренции потенциальных новичков
г) сила поставщиков
д) сила покупателей
- Какое организационное требование не является обязательным для реализации стратегии низких издержек
а) четкая структура организации и распределение обязанностей
б) строгий контроль за издержками
в) обязательное перевыполнение планов по выпуску продукции
г) вариант а и б
- Наиболее очевидными показателями стратегического и финансового положения компании являются:
а) рыночная доля компании и ее место в отрасли
б) повышаются или понижаются размеры прибыли и каковы они по сравнению с соответствующими показателями конкурентов
в) тенденция изменения чистой прибыли на инвестиции
г) все в совокупности
- Какой фактор может лежать в основе стратегии дифференциации
а) сбыт продукции в комплексе с сопутствующими услугами, которые не предоставляются в полной мере конкурирующими фирмами
б) соединение усилий по реальному выделению своей продукции в качестве особенной с обеспечением узнаваемости продукции на рынке
в) обеспечение высокого качества продукта и его специфических потребительских свойств
г) все здесь перечисленные
- Стратегической целью стратегии лидерства по издержкам является:
а) ориентация на весь рынок
б) понимающий ценности покупатель
в) узкая рыночная ниша, где потребности и вкусы покупателей сильно отличаются от остального рынка
г) все варианты верны
- Применение наступательной стратегии путем многопланового наступления имеет целью:
а) возможность получения доли рынка путем превосходства над сильными сторонами более слабых конкурентов
б) возможность свести на нет конкурентное преимущество одного или нескольких конкурентов
в) добиться разбалансирования работы конкурента, рассредоточения его внимания на многие направления и заставить его манипулировать ресурсами
г) вариант а и б
- На какой из вопросов не позволяет ответить SWOT-анализ
а) Использует ли компания внутренние сильные сторон или отличительные преимущества в своей стратегии и какие из сильных сторон могут стать отличительными преимуществами
б) Какие ключевые факторы будут определять конкурентный успех
в) Какие угрозы должны в первую очередь беспокоит менеджмент и какие стратегические действия должен он предпринять для защиты
г) Варианты а и б
Вторая часть
Кейсовые задачи
Кейс №1.
Каждый из двух видов бизнеса Корпорации А можно кратко охарактеризовать следующим образом:
Бизнес А: Бизнес достаточно молодой, находится на стадии освоения рынка товаров, основанных на новейших технологиях.Энергично осуществляется поиск новых потребителей своей инновационной продукции. Объем продаж растет достаточно быстро, но ощутимой прибыли пока нет. Поток денежной наличности отрицательный, так как фирма инвестирует наличность в развитие данного вида бизнеса.
Независимо от поведения своих конкурентов данный вид бизнеса сам выбирает стратегии поведения на рынке, так как имеет определенные преимущества перед конкурентами, относительная доля рынка достаточно высокая, но абсолютного преимущества на рынке бизнес пока не имеет.
Бизнес Б: Покупатели постепенно теряют интерес к продукции данного бизнеса, так как продукция бизнеса вытесняется с рынка более совершенными и инновационными товарами бизнеса А. Происходит заметное падение спроса, уменьшение числа конкурентов и сужение ассортимента выпускаемой продукции. В результате у бизнеса практически отсутствуют важные ресурсы для его поддержания, он имеет целый ряд слабых сторон, мешающих ему приносить ощутимую прибыль Корпорации А.
Используя данную информацию:
А) определите стадии зрелости и конкурентные позиции данных отраслей Корпорации А;
Б) определите положение каждого вида бизнеса на матрице модели ADL/LC;
В) осуществите «естественный выбор» стратегии развития каждого бизнеса в соответствии с его позицией на матрице.
Кейс №2.
Вы изучили, что исходным этапом процесса разработки стратегии является анализ стратегических факторов среды, в которой действует предприятие.
На основании изученного материала, а, также применяя источники дополнительной литературы, составьте перечень слабых и сильных сторон организации (предприятия), с деятельностью которого Вы хорошо знакомы, а также список конкретных возможностей и угроз, имеющих место или только зарождающихся в окружении данной организации.
Кейс №3.
Молочный комбинат «Здоровье» производит молочную продукцию.Продукция комбината пользуется спросом, и руководство планирует увеличить объемы производства в отчетном году, а также расширить ассортимент молочной продукции. В рамках этого продолжает развиваться программа "Школьное молоко", а также проводится техническое усовершенствование производственных мощностей.
C этого года на предприятии внедрен новый проект "Тетра Фино Асептик", в соответствии с которым введена в действие новая упаковочная линия. Это позволяет увеличить срок годности молочных продуктов до 30 дней.
На основании имеющихся данных, предложите некоторые мероприятия, которые помогут совершенствовать:
А) сбытовую политику предприятия;
Б) коммуникационную политику.
Обозначьте проблемы, которые могут возникнуть у данного предприятия при разработке сбытовой и коммуникационной политики.
Список литературы:
1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003.
2. Чернышев М.А. Основы стратегического управления. – Феникс, 2009.
3. Минцберг Г., Альстренд Б.,. Лэмрел Дж. Школы стратегий // Пер. с англ. /Под ред. Ю. Н.Каптуревского. СПб.: Издательство "Питер", 2000.
4. Портер М. Учебное пособие //Пер с англ. М.: Издательский дом "Вильямс", 2000.
5. Попов С.А. Стратегическое управление. 17 – модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль 4. М.: ИНФРА–М, 2000.
6. Тренев Н.Н. Стратегическое управление: Учебное пособие для вузов. - М.: «Издательство ПРИОР», 2002.
7. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. - Инфра-М, 2009
Третья часть:
Задача
Провести стратегическую диагностику коммерческого предприятия. Разработать предварительные рекомендации по стратегии развития предприятия, исходя из результатов анализа.
Для определения позиции предприятия (бизнес-единицы) на моделях стратегического планирования использовать следующие таблицы:
Оценка привлекательности рынка
Показатель |
Оценка |
1. Размеры и рост рынка: |
|
- средняя степень роста; |
|
- рыночный оборот. |
|
2. Качество рынка: |
|
- рентабельность отрасли; |
|
- рыночный цикл; |
|
- область применения политики цен; |
|
- технологический уровень; |
|
- интенсивность капитальных вложений; |
|
- интенсивность конкуренции; |
|
- количество и структура покупателей; |
|
- барьеры вхождения на рынок; |
|
- сервисное обслуживание на рынке; |
|
- возможность замены (товары-заменители); |
|
- инновационная частота. |
|
3. Обеспечение ресурсами и сырьем: |
|
- трудности обеспечения; |
|
- нанесение ущерба экономичности из-за повышения цены на ресурсы; |
|
- существование альтернативных источников сырья и энергии. |
|
4. Окружение: |
|
- зависимость от конъюнктуры рынка; |
|
- зависимость от законодательства; |
|
- зависимость от состояния открытости. |
|
Оценка преимуществ в конкуренции
Конкурент для сравнения – _____________________
Показатель |
Оценка |
1. Относительное положение на рынке: |
|
- доля участия в рынке и ее развитие; |
|
- финансовые возможности предприятия; |
|
- потенциал маркетинга; |
|
- долгосрочные договоры (лояльность покупателей); |
|
- вертикальная интеграция (наличие филиалов). |
|
2. Относительный производственный потенциал: |
|
Преимущества в затратах: |
|
- из-за современности оборудования; |
|
- из-за использования мощностей; |
|
- из-за условий производства; |
|
- из-за условий лицензирования; |
|
- из-за места расположения; |
|
- удержание доли рынка при данной производственной мощности; |
|
- удержание доли рынка по обеспеченности ресурсами и сырьем; |
|
- условия поставок, сервис; |
|
- кадровые затраты. |
|
3. Относительный исследовательский потенциал: |
|
- исследовательский потенциал; |
|
- "лежащие в ящике" планы; |
|
- частота выпуска новой продукции; |
|
- управление реализацией нововведений; |
|
- непрерывность поставок "ноу-хау". |
|
4. Относительная квалификация руководящих кадров и сотрудников: |
|
- инновационный климат; |
|
- качество руководящих кадров. |
|