ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ 1316
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Тест 1. Отметьте слова с неправильным ударением
1. ара́хис 26. обеспе́чение 51. вероисповеда́ние
2. катало́г 27. облегчи́ть 52. за аэропо́ртом
3. экспе́рт 28. ходата́йство 53. посо́лишь суп
4. жалюзи́ 29. ве́ресковый 54. толкнуть ло́ктем
5. бряца́ние 30. мастерски́ 55. считать на пальца́х
6. опто́вый 31. простолюди́н 56. резать но́жницами
7. не́дуг 32. заусе́ница 57. продать втри́дорога
8. ко́клюш 33. кухо́нный 58. большие ступни́
9. то́рты 34. апока́липсис 59. не хватает до́кторов
10. ба́нты 35. диспансе́р 60. совещание ре́кторов
11. ге́рбы 36. восприня́ть 61. встреча дире́кторов
12. брюшко́ 37. воспри́нял 62. попытка предпринята́
13. ба́рмен 38. восприняла́ 63. аудитория занята́
14. свекла́ 39. газопрово́д 64. мы за́няты
15. свеко́льный 40. балова́ться 65. он мо́рщит лоб
16. за́видно 41. откупо́рить 66. платье морщи́т
17. парте́р 42. заку́порить 67. лга́ла всем
18. кварта́л 43. неприя́знь 68. включи́м свет
19. ко́лос 44. краси́вее 69. несколько пете́ль
20. коло́сс 45. за́гнутый 70. земля обетова́нная
21. каучу́к 46. намере́ние 71. принуди́ть к разговору
22. пуло́вер 47. киломе́тр 72. материальные бла́га
23. звони́т 48. мозаи́чный 73. они пра́вы
24. дефи́с 49. премиро́ванный 74. приготовился задо́лго
25. ща́вель 50. озло́бленный 75. шапка с ша́рфом
Тест 2. Отметьте слова. в которых выделенные буквы следует произносить как Ш.
1. скучно 4. прачечная 7. Никитична
2. будничный 5. сердечный приступ 8. Беспомощный
3. подсвечник 6. друг сердечный 9. Межатомный
Тест 3. Отметьте слова, в которых выделенные гласные следует произносить как Ё.
1. опека 4. житье-бытье 7. Хребет
2. афера 5. житие 8. Щелкать
3. новорожденный 6. двоеженец 9. Принесенный
Тест 4. Отметьте слова, в которых выделенные буквы следует произносить твердо.
1. тест 5. компетенция 9. шинель
2. термин 6. рельсы 10. фанера
3. партер 7. тенденция 11. сервис
4. компьютер 8. свитер 12. Консервы
Тест 5. Отметьте нарушение норм произношения.
1. р[е]зетка 6. Ко[м]форка 11. Компос[т]ировать 16. Страховой пол[и]с
2. д[ру]шлаг 7. п[у]л[о]вер 12. задолж[е]нность 17. би[д]он молока
3. почтам[т] 8. грейпфру[т] 13. [по]скользнуться 18. [с]кипятить молоко
4. ж[г]ёт 9. лабо[л]атория 14. рас[по]странить 19. пастери[ли]зованное
5. пе[к]ёт 10. т[а]б[у]рет 15. ск[ру]пулезный молоко
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Тест 1. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки – тавтология или плеоназм.
1. У моей мамы в феврале-месяце день рождения.
2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.
3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.
4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.
6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на белом снегу.
7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.
8. Черты ее лица четко очерчены.
9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.
10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться к совершенству.
11. В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.
12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой области знания.
13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.
14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля .
15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.
16. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.
17. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.
18. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.
19. С приятным человеком и поговорить приятно.
20. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать историю России .
Тест 2. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки – употребление слова в несвойственном ему значении или нарушение лексической сочетаемости, в том числе смешение паронимов.
1. В заключение я хочу сказать свое мнение.
2. В последние годы ученым приходится активно заниматься изучением причинности общего потепления на Земле.
3. Мы просмотрели бόльшую половину документов .
5. На окнах яркие гардины с изображением экзотических птиц.
6. Акционерам представлена возможность познакомиться с данными бухгалтерской отчетности .
7. Большое значение для состояния зубов имеет эффектность зубной пасты .
8. Произведения Достоевского имеют важную роль в наше время .
9. Чтобы понимать и чувствовать язык, необходимо уметь различать тончайшие оттенки смыслов, выраженных в предложениях.
10. Мы всем классом ходили в театр смотреть оперу ).
11. Каждый артист мечтает сыграть свою заглавную роль .
12. В конце декабря дети увлеченно готовили подарки родителям.
13 Бабушка уговаривала внучку одеть пальто .
14. Ученые заповедника выпустили новую разновидность кедра .
15. Большое значение в моей работе имеет знание английского языка.
16. Я долго уговаривал его отказаться от этой затеи, но мои слова не возымели никакого воздействия .
17. Страстные призывы депутата не возымели никакого действия.
18. Уже в юношеские годы писатель отличался особым талантом не упускать без внимания ни одного человеческого недостатка .
19. Первая книга молодого поэта свидетельствует о его несомненном художественном даровании.
20. Каждый должен учиться самостоятельно, без ненужного опекунства со стороны родителей.
21. Новый лаборант ревностно относится к своим обязанностям.
22. Грушницкий ловил себя на мысли, что ревниво относится к дружбе Печорина с доктором Вернером .
23. М.В. Ломоносов явился зачинщиком многих научных направлений
Тест 3. Отметьте предложения с ошибками в употреблении фразеологических оборотов.
1. Погода оставляла желать лучшего.
2. Заруби себе на носу: не в деньгах счастье.
3. К сожалению, наше дело, как говорится, «отложили в долгий ящик».
4. Книгу Радищева переписывали, ее хранили как зеницу глаза, о ней говорили втихомолку.
5. Опасайся его: это волк в овечьей шкуре.
6. Эти люди до мозга и костей преданы нашему делу .
7. После вызова к директору он ходил как в воду окунутый (как в воду опущенный).
8. Олейников излагал свой план так убежденно, будто осуществить его было проще пары пустяков (проще простого; парой пустяков).
9. Оглушенный шумом и напуганный, медведь с поляны удирал во всю ивановскую (во весь дух).
10. Пройдет время, и ты поймешь, что был неправ. Заплачешь крокодиловыми слезами, да поздно будет.
11. Потом, когда подрос, я узнал, что барин хоть и не людоед, но поедом ест три деревни, засудил много мужиков и упрятал их в тюрьму.
12. Мы вышли на небольшую уютную, как прокрустово ложе, полянку.
13. Мастер обещал в три счета устранить все неполадки.
14. Как коммерческие его дела, так и семейные желали быть лучше (оставляли желать лучшего).
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
4. Концы трубки запаяны наглухо.
5. Принеси глобус и захвати заодним журнал .
6. Он не будет работать забесплатно .
7. Ольга сгоряча наговорила лишнего.
8. Двери открываются внутрь.
Тест 4. Отметьте нарушения в употреблении глагола.
1. Дети любят играться с котенком .
2. Кто-то махает нам руками .
3. Положи вилку на место.
4. Возьмемтеся за руки! .
5. Мой тебе совет: летом едь отдыхать на море .
6. Долго пришлось ждать автобуса.
Тест 5. Отметьте предложения с нарушением норм употребления причастий.
1. В письмах, получающихся автором книги, много теплых слов.
2. Широко разливаются наполняемые талой водой реки.
3. Он старался не совершать поступков, приведших бы к осуждению со стороны коллег ).
4. Ученики, выполнившие контрольную работу без ошибок, получат зачет по теме.
5. Студенты, учащиеся на философском факультете, хорошо сдали сессию.
6. В следующем году в олимпиаде будут участвовать школьники, набирающие в первом туре не менее двадцати баллов .
7. Мерцающая в небе луна отражается в реке крупным медным диском.
8. На кафедре пройдет обсуждение, сумеющее вскрыть достоинства и недостатки нового метода обучения русскому языку.
Тест 6. Отметьте предложения с нарушением употребления деепричастий.
1. Определивши направление и силу ветра, можно прогнозировать изменения погоды .
2. Сломив сопротивление противника, батальон занял село.
3. Мальчики бежали сломив голову .
4. Заговорив о делах, мы забываем о времени.
5. Что имеем – не храним, потерявши - плачем.
6. Снявши голову, по волосам не плачут.
7. Потерявши книгу, принесите в библиотеку другую .
Тест 7. Отметьте предложения с нарушением употребления числительных.
1. Самолёт с восьмидесятью пассажирами на борту совершил посадку .
2. Мы думаем ограничиться двустами тысячами рублей .
3. Вода течёт из обоих кранов.
4. Рассказы писателя публиковались с тысяча восьмисот девяносто пятого года.
5. Я дочитал книгу до двухсот одиннадцатой страницы (до двести одиннадцатой).
6. С обоих сторон реки густой лес .
7. Выпишите два первых предложения из трёхсот девятого упражнения .
8. Мы прожили в гостинице полторы суток .
9. Санаторий находится в полутораста километрах от города.
10. Покупатель обнаружил дефекты у обоих брюк .
11. Собрание абитуриентов перенесли в триста двадцать четвёртую аудиторию.
12. В этом году наше хозяйство собрало по восемьдесят центнеров пшеницы с гектара.
13. На арене четверо медвежат и три взрослых медведя.
14. На факультативные занятия пришло только двое пятиклассниц ).
15. В этой заброшенной норе жили, оказывается, трое лисят.
16. К семи целым двум пятым прибавьте три пятых.
17. Две трети участка заняты ягодными и фруктовыми деревьями.
18. Осталось ехать не более полутораста километров.
19. На эту работу уйдёт не более полутора часов.
20. Остров находится от нас в полуторастах часах лёту .
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Тест 1. Отметьте предложения, в которых допущены ошибки в управлении слов.
1. Для членов этой семьи свойственна порядочность
2. Заведующий отдела ушел в отпуск
3. Докладчик заверил слушателей в правильности своих расчетов.
4. Плата за проживание в общежитии производится ежемесячно.
5. Умение смотреть прямо в глаза фактов приходит с опытом ).
6. За проезд оплачивайте кондуктору ().
7. Спортсмен понимал, что его превосходство над соперниками состоит в быстроте реакции.
8. Вера в себя и в свои силы необходима каждому человеку, особенно в начале нового дела.
9. В школе объявлен конкурс о лучшем детском сочинении ().
10. Рассказ учителя географии о Египте сопровождался демонстрацией фильма.
11. Уважаемые зрители, просим вас занимать места в соответствии купленным билетам (в соответствии с купленными билетами).
12. Мы понимаем о важности использовании компьютерных технологий в обучении русскому языку (понимаем важность использования).
13. Писатель удостоен высокой награды.
14. Небережливое отношение к школьной мебели повлекло к дополнительным денежным затратам (повлекло за собой дополнительные денежные затраты; привело к дополнительным денежным затратам).
15. Я хочу только одного – предостеречь вас от ошибок.
Тест 2. Отметьте предложения, в которых допущены ошибки в управлении с отрицанием.
1. Врач не обнаружил у ребенка никакие признаки болезни ().
2. За каникулы мальчик не прочел ни одну книгу ().
3. К сожалению, я нечасто получаю писем из дома ().
4. Постарайтесь в любой ситуации не терять чувства юмора.
5. Вы хороший специалист, и эта задача не будет представлять для вас сложности.
6. Материал в учебнике изложен так доступно, что, кажется, ни одна задача не представляет какую-нибудь сложность ().
7. В это время зазвонил телефон, и я не услышал шума подъехавшей к подъезду машины.
8. Привыкший постоянно работать, он не знал покой ни днем, ни ночью ().
9. Компьютерного вируса не обнаружено.
10. Ошибка в программе не найдена.
Тест 3. Отметьте предложения с ошибками в управлении слов.
1. По приезде в город певец должен был получить свой гонорар.
2. По прошествии нескольких суток поиск пропавшего был прекращен.
3. По получению письма срочно напишите ответ ().
4. По выходу на работу он сдал больничный лист в бухгалтерию ().
5. Были выслушаны предложения по выходу из кризиса.
6. По прошествию времени боль отступила ().
7. По завершению работ наладится бесперебойное движение транспорта ().
8. По приходе в лабораторию распишитесь в журнале.
Тест 4. Отметьте предложения с нарушениями норм употребления предлогов благодаря, согласно, вопреки.
1. Приняты поправки к уставу, согласно которых в состав совета директоров смогут входить только представители энергетических компаний ().
2. Плата за услуги связи взимается согласно установленным тарифам.
3. Эти поправки внесены в текст монографии согласно указаниям редактора.
4. Я смог перенести все эти неприятности благодаря нашей дружбы ().
5. Монтажные работы велись вопреки правилам техники безопасности.
6. Движение на дорогах было прервано благодаря снежным заносам ().
7. Мой друг иногда поступает вопреки правил логики ).
8. Инцидент удалось предотвратить благодаря вмешательству милиции.
9. Местные руководители чаще всего приобретают всероссийскую известность „благодаря” скандалам, которые разгораются вокруг их имен.
Тест 5. Отметьте предложения, в которых допущены нарушения управления при однородных членах предложения.
1. Я бесконечно рада и горда тем, что живу в Петербурге ().
2. Этот праздник был организован для детей с помощью и благодаря спонсорам (.
3. С какого времени вы выписываете и читаете эту газету?
4. Мы любим свой город и радуемся за него, когда что-то меняется к лучшему.
5. Подготовку и руководство строительными работами должен взять на себя главный инженер (подготовку строительных работ и руководство ими).
6. Кандидат в депутаты встречался с избирателями на различных предприятиях, учреждениях, школах (на различных предприятиях, в учреждениях, школах).
Тест 6. Отметьте предложения с нарушением объединения слов в однородный ряд.
1. Она всегда была веселой и жизнерадостной, любила танцевать, хорошо поет ().
2. Зимой я люблю кататься как на лыжах, так и на коньках.
3. Фамусов раскрывается в пьесе не только как консерватор, грубый бюрократ, но и как любящий отец.
4. Процессы демократизации затронули практически все стороны жизни: Экономика, политика, образование, культура, наука ().
5. Хозяин удивился, но, однако, тем не менее промолчал ().
6. В координационном совещании приняли участие языковеды из нескольких городов России: Москвы, Екатеринбурга, Омска, Перми и других.
7. Базаров отличался не только своими нигилистическими взглядами, а также и некоторым пренебрежением к простому народу ().
8. Бра подвешено над диваном и очень красивое ().
9. Языковое новаторство Грибоедова было принято в штыки критикой реакционной и горячо поддержано критикой прогрессивной.
Тест 7. Отметьте предложения с нарушениями норм согласования сказуемого с подлежащим.
1. Прошло шесть лет.
2. Два первых года учебы прошли незаметно.
3. В зале открыто два окна.
4. Эти два рассказа написаны в прошлом году.
5. Автором получены более ста откликов о книге ().
6. Юбиляром получены десятки поздравительных телеграмм.
7. В течение месяца отремонтирован двадцать один станок.
8. Намечено ряд юбилейных мероприятий ().
9. Двадцать выпускников школы поступили в вузы.
10. Часть собравшихся не сразу поняла происшедшее.
11. Большинство рабочих согласились досрочно прекратить забастовку.
12. Своих представителей на форум молодежи прислали пятьдесят одна страна ().
13. Несколько щенков дружно залаяли.
14. Много объектов исследовано, столько же не изучены ().
15. Четыре судна союзников продолжали орудийную пальбу.
16. Несколько человек покинуло зал заседаний.
17. Большинство покинуло зал.
18. В городской олимпиаде по русскому языку участвовал восемьдесят один ученик.
19. После начала лекции в аудиторию вошли еще несколько человек.
20. Дюжина сытых и холеных лошадей стояла возле резного крыльца барского дома.
21. Все тридцать участников последнего тура конкурса «Грамотей» были награждены почетными грамотами.
22. Произошло немало событий, которые изменили мою жизнь.
Тест 8. Отметьте предложения с нарушениями норм согласования сказуемого с подлежащим.
1. Сестра-близнец ничего об этом не подозревал ().
2. Кто из сестер вам об этом сказала? ()
3. Цветок лилия выросла у калитки ).
4. Печать, в том числе центральные газеты, много писали о забастовке шахтеров ().
5. Фирма-изготовитель предложила нам широкий ассортимент моделей бытовой техники.
6. Кто из девочек вчера поливал цветы?
7. Врач Маевская не оказала вчера своевременной помощи больному.
8. Мой друг, как и я, поступаем в университет ().
9. Собака Джек громко залаял ).
10. Секретарь-машинистка напечатал текст договора ().
11. Кто из учеников читали эту книгу? ()
12. Любовь к родине и чувство ненависти к врагу лишило князя Андрея страха ().
13. Анна Ивановна, какие Вы сегодня красивые! ()
14. Лаконизм – особенность, резко обозначившая уже самые первые прозаические опыты Пушкина.
15. ГУМ организовала и провела несколько предпраздничных ярмарок ().
16. В палатку вошел дежурный хирург Петрова ().
17. Никто, даже дети, не захотели купаться в холодной воде ().
Тест 9. Отметьте предложения, в которых допущены ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.
1. Рассматривая старые фотографии, мне вспомнилось детство (о).
2. Я покатился по льду, не думая об опасности.
3. Приехав в деревню, сначала не было желания там жить ().
4. Несмотря ни на что, финансовая компания продолжает выполнять все обязательства, ведь, прекратив свою деятельность, вкладчики окажутся обманутыми ().
5. Поезд, лениво постукивая на стыках, проходил по мосту.
6. Пройдя через такой кошмар, мужество не покинуло ее ().
7. Благодаря радушную хозяйку за гостеприимство, туристы стали собираться в обратный путь.
Тест 10. Отметьте предложения, в которых допущены ошибки в употреблении сложных предложений.
1. Если бы эти предложения были бы приняты, то многое изменилось бы к лучшему (у).
2. Виктор так рассказывал об Антарктиде, что как будто сам побывал там ().
3. Доктор еще не вышел из отпуска, под присмотром которого я буду проходить обследование ().
4. Чтобы дойти до кратера, нам понадобится проводник, который хорошо знает дорогу.
5. Бывают такие мимолетные встречи, от которых на всю жизнь остается след в душе.
6. Прохожий спросил, что не знаю ли я, где находится почтамт ().
7. Для работы в фирме необходимы люди, окончившие вуз и которые имеют специальную подготовку ().
8. В городе еще много таких дорожных участков, по которым опасно ездить и часто случаются аварии. - В городе еще так много таких дорожных участков, по которым опасно ездить и на которых часто случаются аварии.
9. Все, кто хоть раз побывал в Париже, не забудет его красоты и непременно захочет вернуться туда. –
10. Тот, кто не сдаст экзамен в июне, будут пересдавать его осенью. –
11. То, о чем следует беспокоиться сейчас, - это об организации качественной подготовки специалистов. -
12. Те, кто еще не прошел медосмотр, должны срочно явиться в кабинет врача.
13. Следующий вопрос, на котором хотелось бы остановиться, -
14. Кто опоздает приехать к началу практики, нужно подойти в деканат. –
15. Город, в котором мы жили, стоит на берегу реки, которая известна еще из древних славянских летописей. – Город, в котором мы жили, стоит на берегу реки, известной еще из древних славянских летописей.
16. Татьяна Ларина говорит Евгению Онегину, что «я другому отдана». – Т
17. Мимо школы несколько раз прошел человек, которого, кажется, что я уже где-то видел. –
18. Сотрудники покинули лабораторию, закончив работу и когда был уже поздний вечер. - З