Менеджмент организации госы
БАЗОВЫЕ ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ
по специальности 080507 - «Менеджмент организации»
I. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
1. Управление: сущность, виды, задачи. Управленческий процесс и его простые элементы. Система управления и ее составляющие. Принятие решений.
2. Менеджмент как вид социального управления. Необходимость, сущность, характерные особенности и виды менеджмента. Функции и принципы менеджмента.
3. Содержание понятий «бизнесмен», «предприниматель», «менеджер». Основные функции менеджера. Разделение, содержание и организация труда менеджеров.
4. Источники формирования целостной теории менеджмента. Управленческие революции. Развитие взглядов на менеджмент (основные этапы). «Одномерные» и «синтетические» учения об управлении.
5. Школа научного управления (1885-1920). Основные положения. Основные идеи школы, используемые в современном менеджменте.
6. Классическая (административная) школа управления (1920-1930). Основные идеи школы, используемые в современном менеджменте.
7. Школы «человеческих отношений» и «поведенческих наук» (1930-1960), ключевые положения. Основные идеи школ «человеческих отношений» и «поведенческих наук», используемые в современном менеджменте.
8. Школа «социальных систем», «новая школа» управления (1950-1960), количественный подход. Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту.
9. Новейшие концепции менеджмента. Старая и новая парадигмы управления: характеристика основных положений. Факторы и современные тенденции развития менеджмента. Происхождение и развитие стратегического менеджмента.
10. Организация как система (экономический объект управления). Классификация организаций. Дерево целей и задач организации. Законы организации.
11. Теория жизненных циклов организации. Внутренние и внешние переменные. Понятие «юридическое лицо». Организационно-правовые формы предприятий.
12. Общая характеристика внешней среды организации. Основные составляющие STEP-анализа (PEST-анализа). Факторы прямого и косвенного воздействия, факторы международного окружения.
13. Общая характеристика внутренней среды организации. SWOT-анализ. Анализ менеджмента организации.
14. Миссия, цели и стратегии организации. Корпоративная стратегия. Функциональные стратегии. Стратегии, связанные со стадиями жизненного цикла организации. Выработка и выполнение стратегии организации.
15. Организационная культура: содержание, структура, виды, концепция. Развитие организационной культуры.
16. Управление организационной культурой. Системный подход. Модель Хофстида. Модель Лэйна и Дистефано. Модель Оучи.
17. Современные модели управления. Модели управления: американская, японская, европейская и российская.
18. Личность и управление. Человеческий капитал. Методы управления.
19. Организационное поведение и его виды. Понятия социальной роли и круга общения. Концепция «я-состояний» Э. Берна.
20. Содержание понятий «авторитет», «руководство», «лидерство», «власть». Основные формы власти. Власть и лидерство. Основы лидерства. Основные типы подчиненных.
21. Лидер и менеджер. Подходы к изучению лидерства. Традиционные концепции лидерства. Новое в теориях лидерства (концепции атрибутивного, харизматического, преобразующего лидерства).
22. Мотивация: понятие и виды. Мотивационный механизм. Содержательные и процессные концепции мотивации.
23. Стили руководства: базовые понятия, основные стили. Личное влияние в руководстве. Подходы к руководству людьми. Одномерность и многомерность руководства.
24. Управление конфликтами. Стратегии преодоления конфликта. Виды и функции переговоров.
25. Структура организации. Организационное проектирование. Жесткие организационные структуры. Дивизиональная организационная структура. Адаптивные структуры.
26. Структура управления и ее элементы. Управленческая структура. Коммуникационные каналы. Управленческое взаимодействие. Разновидности коммуникационных структур.
27. Управленческие полномочия. Централизация и децентрализация управленческих полномочий. Типы и виды управленческих полномочий. Полномочия высших органов управления.
28. Организация как функция менеджмента. Организационная структура управления. Типы управленческих структур. Линейные и функциональные структуры управления. Линейно-функциональные структуры. Сетевые и кольцевые управленческие структуры.
29. Концепция управленческой бюрократии. Бюрократическая организация. Организационно-экономические методы борьбы с бюрократией. Делегирование прав и ответственности подчиненным. Коллективное управление.
30. Планирование деятельности организации. Виды планов. Принципы планирования. Бюджетный и балансовый методы разработки планов. Методы планирования (нормативный, графические, математические).
31. Контроль в управлении. Понятие и принципы контроля. Виды управленческого контроля. Этапы процесса контроля. Внешний и внутренний контроль.
32. Коммуникации в управлении. Теоретические основы коммуникации. Процесс коммуникации. Коммуникационные сети. Коммуникационные стили. Невербальная коммуникация.
33. Информация в менеджменте. Управление как информационный процесс. Синтаксическая, семантическая, прагматическая меры информации. Ценность информации.
34. Координация как функция менеджмента. Координация процессов и ролей в системе разделения труда. Координация на основе распространения информации и задач, на основе различных моделей делегирования полномочий.
35. Причины и цели планируемых организационных изменений. Модели организационных изменений. Методы проведения организационных изменений.
36. Понятие и значение международного менеджмента. Особенности международной деятельности организаций в современных условиях. Международное межфирменное кооперирование. Содействие государства международному бизнесу. Менеджмент в транснациональных корпорациях.
II. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
1. Профессиональные революции и миссия менеджера по персоналу. Модели и особенности кадрового менеджмента.
2. Профессиональный профиль менеджера по персоналу. Корпоративный этический кодекс.
3. Неформальные уровни моральной регуляции поведения работников. Моральный климат организации. Морально-психологические стереотипы.
4. Основные подходы к управлению персоналом. Экономический подход. Органический подход. Гуманистический подход.
5. Персонал как объект управления. Концепция и философия управления персоналом. Трудовой и кадровый потенциал.
6. Закономерности и принципы управления персоналом. Методы управления персоналом.
7. Цели, функции и структура системы управления персоналом. Проектирование и методы построения системы управления персоналом.
8. Кадровая политика организации. Система стратегического управления персоналом организации.
9. Сущность, цели и задачи кадрового планирования в организации. Маркетинг персонала.
10. Наем, отбор и прием, подбор и расстановка персонала. Деловая оценка персонала.
11. Развитие и аттестация персонала организации. Управление деловой карьерой и кадровым резервом.
12. Сущность государственной и муниципальной гражданской службы. Управление в органах государственной и муниципальной власти.
- III. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
1. Виды и характеристики систем, в которых разрабатываются системы (технические, биологические и социальные решения). Диалектика развития теории решений. Решения как основной продукт деятельности менеджера.
2. Социальный характер, структура и сущность управленческого решения. Типология управленческих решений и основные подходы к их классификации. Требования к управленческим решениям
3. Содержания и стадии процесса принятия управленческих решений.
4. Стандартная информационная модель: состав и технология реализации. Описание этапов реализации алгоритма стандартной информационной модели.
5. Факторы, оказывающие влияние на подготовку и реализацию управленческих решений. Особенности разработки управленческих решений в условиях неопределенности.
6. Особенности технологического подхода при разработке управленческих решений. Этапы проектирования организационной технологии. Системы информационной и интеллектуальной поддержки управленческих решений.
7. Модели, методология. Организация и технология процесса подготовки и реализации управленческих решений.
8. Роль человеческого фактора в процессе подготовки и реализации управленческих решений. Социально-психологические и этические основы подготовки управленческих решений.
9. Анализ альтернатив управленческих решений. Схема алгоритма формирования управленческих решений. Основное назначение моделей и методов при подготовке управленческих решений.
10. Экономико-математические модели и методы. Активизирующие методы, экспертные методы, эвристические методы, метод сценариев, метод дерева решений.
11. Сущность и виды контроля и ответственности руководителя за управленческое решение. Профессиональная, юридическая. Дисциплинарная, этическая, социальная и экологическая ответственность.
12. Условия и факторы качества процесса подготовки и реализации управленческих решений. Эффективность управленческих решений и ее составляющие. Определение понятий «оптимальное» и «супероптимальное» решения.
IV. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1. Экономические функции государства. Основные причины, объекты, методы и инструменты государственного регулирования экономики.
2. Рыночный механизм, его элементы. Рыночное равновесие.
3. Возникновение, сущность, функции и виды денег. Денежное обращение. Денежная система. Денежный рынок.
4. Конкуренция и монополия. Антимонопольное регулирование.
5. Доходы, издержки и прибыль предприятия.
6. Капитал как фактор производства. Рынок капитала. Цена капитала. Закон капиталистического накопления.
7. Национальная экономика и показатели измерения ее состояния.
8. Экономический рост: понятие, типы, факторы, модели, показатели измерения.
9. Цикличность экономического развития. Современные тенденции экономического развития.
10. Понятия, признаки, принципы и экономическая сущность предпринимательства.
11. Государственное регулирование рыночной деятельности в РФ.
12. Сущность, классификация, факторы формирования, методы оценки и механизмы управления предпринимательскими рисками.
13. Прибыль предприятия и факторы, оказывающие влияние на размер в современных условиях организации производства. Методы планирования прибыли и их сравнительная характеристика.
14. Типология предпринимательства: формы и виды.
V. ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
КОРПОРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
1. Понятие корпорации.
2. Соотношение понятий корпоративное управление и корпоративный менеджмент.
3. Структурные аспекты корпорации.
4. Методы корпоративного менеджмента.
5. Функции корпоративного менеджмента.
6. Функциональная структура корпоративного менеджмента.
7. Нормы корпоративного управления.
8. Концепция развития корпоративного законодательства.
9. Особенности организационных структур корпорации.
10. Фирменные стандарты как часть корпоративной структуры.
11. Перспективные организационные структуры корпораций.
12. Особенности принятия решений в корпорациях.
13. Сущность понятия «бизнес-процесс».
14. Управление бизнес-процессами.
15. Моделирование бизнес-процессов.
16. Организационное проектирование в корпорациях.
17. Реорганизация корпораций.
18. Реструктуризация корпораций.
19. Корпоративная культура.
20. Офис корпорации.
21. Стратегическое управление корпорацией.
22. Диагностика компании: анализ компании и оценка бизнеса.
23. Преобразование и развитие компаний.
24. Слияния и поглощения компаний.
25. Менеджмент коллегиальных органов управления корпорацией.
26. Менеджмент персонала в корпорациях.
27. Инновационный менеджмент в корпорациях.
28. Инвестиционный менеджмент в корпорациях.
29. Проект-менеджмент (управление проектом).
30. Управление маркетингом в корпорациях.
31. Экологический менеджмент.
32. Международный менеджмент с участием корпораций.
33. Риск-менеджмент корпоративной деятельности.
34. Менеджмент корпоративной безопасности.
35. Корпоративные информационные системы (КИС).
36. Новые концепции корпоративного менеджмента.
ГОСТИНИЧНЫЙ И ТУРИСТСКИЙ БИЗНЕС
1. Характеристика гостиничной базы РФ.
2. Государственное регулирование и координация в сфере гостиничного и туристского бизнеса: отечественный и зарубежный опыт.
3. Понятие эффективности работы предприятия гостинично-туристского комплекса.
4. Основные формы управления в индустрии гостеприимства (операционные цепи, франчайзинг, контракт на управление, независимые предприятия).
5. Сущность и особенности маркетинга услуг гостеприимства.
6. Современное состояние российского рынка услуг гостеприимства.
7. Характеристика основных видов туризма.
8. Профессиональные требования к работникам сферы гостеприимства.
9. Организационная структура управления гостиничного предприятия.
10. Роль туризма в экономике стран мира.
11. Положительное и отрицательное воздействие гостиничного и туристского бизнеса на экономику региона.
12. Мультипликатор туризма: определение, виды, практическое значение.
13. Элементы и механизм функционирования рынка туристских услуг.
14. Типология туристов и факторы, влияющие на формирование потребностей в туризме.
15. Материально-техническая база туризма и ее основные составляющие.
16. Конкурентоспособность гостиничного продукта.
17. Политика субъектов рынка гостиничных услуг в области обеспечения качества.
18. Современные экономические показатели в гостиничном бизнесе.
19. Разработка, классификация и реализация туристских продуктов.
20. Стандартизация, сертификация и лицензирование в сфере гостиничного и туристского бизнеса.
21. Отличительные характеристики услуги и ее свойства.
22. Понятия гостиничной деятельности, гостиницы, гостиничного номера, гостиничного места.
23. Основные признаки гостиничного комплекса.
24. Стандарты гостинично-ресторанного комплекса: определение, методика составления.
25. Определение гостиничной цепи и ее преимущества.
26. Определение, значение «миссии» и основные функции менеджмента для гостинично-ресторанного предприятия.
27. Определения и общие характеристики отелей различных типов.
28. Зависимые и независимые гостиницы: определения и принципы управления.
29. Основные функции департамента гостиничного комплекса.
30. Автоматизированные системы управления. Система бронирования номерного фонда и работа с гостевым контингентом.
31. Методы деления гостиничных служб и их основные функции.
32. Функции руководителей высшего звена управления отелем и функции финансового контролера отеля.
33. Цикл обслуживания гостя (от предварительного заказа до выбытия из гостиничного комплекса) на примере полносервисного отеля.
34. Методика прогнозирования процента заполняемости гостиничного комплекса.
35. Определение степени выгодности потребителей. Политика ориентации на клиента.
36. Выбор методов ценообразования в гостиничном и туристском бизнесе.