Конкуренция 1807
Итоговая работа по дисциплине «Конкуренция»
Выполнил (а)_____________________________________________________
Группа____________________
Дата______________________
Верные ответы в тестах выделяются жирным шрифтом. Если необходимо установить соответствие или дать ответ на заданный вопрос, то ответ приводится сразу после задания.
Тема 1. Сущность и роль конкуренции в рыночной экономике
1. В зависимости от количества и удельного веса на рынке производителей различают следующие виды конкуренции:
А) внутриотраслевая и межотраслевая;
Б) совершенная (свободная) и несовершенная;
В) ценовая и неценовая.
2. Признаками свободной конкуренции являются:
А) абсолютная однородность одноименных продуктов;
Б) один продавец на рынке;
В) полная информированность каждого участника конкуренции.
3. Для какой модели рынка характерно наличие нескольких фирм, производящих как однородные, так и дифференцированные товары:
А) свободная конкуренция;
Б) монополистическая конкуренция;
В) олигополия.
4. Что относится к искусственным барьерам на пути входа в рынок:
А) патенты;
Б) лицензии;
В) цены.
5. Как называется комплекс экономических, административных и законодательных актов, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки:
А) ценовое регулирование;
Б) рыночное управление;
В) антимонопольное регулирование.
6. Расставьте в правильной последовательности этапы эволюции понятия «Конкуренция», начиная с более раннего:
А) Соперничество по вхождению в наиболее эффективные и надежные производственные цепи создания ценностей
Б) Честное соперничество между продавцами за более выгодные условия продажи своих товаров
В) Борьба за редкие экономические блага и за деньги потребителя, на которые их можно приобрести
Ответ:
7. … физические и юридические лица, способные оказать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Ответ:
8. Вы, как специалист в области конкуренции, рекомендуете предприятию использовать в конкурентной борьбе форму неценовой конкуренции - дифференциацию выпускаемой продукции. Что конкретно Вы предлагаете сделать и что для этого нужно?
Ответ:
9. Представитель функционального подхода Й. Шумпетер в качестве отличительного критерия конкурентного рынка выделяет его способность инициировать новые достижения научно-технического прогресса. В условиях конкуренции происходит открытие новых ресурсов и расширение возможностей использования уже существующих, поэтому ее рассматривают как процедуру открытия. Функциональный подход смещает рассмотрение экономической сущности конкуренции в сторону изучения ее роли в экономическом развитии. Какие положения этой теории выдвигаются на первое место и как бы Вы использовали ее положения для удовлетворения потребностей?
Ответ:
10. Установите соответствие:
Функция конкуренции |
Характеристика |
А. Регулирование |
Д. Выполняется путем стимулирования субъектов предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию, снижая издержки производства. Прибыль возникает только при условии соблюдения этих требований |
Б. Мотивация |
Е. Позволяет конкуренции ограничивать односторонние действия предпринимателей и предоставляет потребителю возможность выбора |
В. Распределение |
Ж. Доход от предпринимательской деятельности перераспределяется в пользу фирм, использующих свои ресурсы наиболее эффективно |
Г. Контроль |
З. Основные производственные ресурсы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность и где они могут быть использованы с максимальной эффективностью. |
Ответ:
Тема 2. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества
1. Объектом конкуренции являются:
А) товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя
Б) фирмы-изготовители и фирмы-услугодатели
В) потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка
2. Основными объектами управления конкурентоспособностью являются:
А) продажная цена товара и полезный эффект от его использования
Б) издержки производства и сбыта
В) полезный эффект и цена потребления
3. Конкурирующие фирмы – это:
А) фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу
Б) борьба между фирмами на одном рыночном сегменте
В) взаимодействие фирм на рынке за получение наивысшей прибыли
4. Конкурентоспособность товара - это:
А) степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя
Б) способность фирмы, производящей этот товар, достигать законным путём экономических и социальных преимуществ по сравнению с другими
В) закономерность, состоящая в том, что стремление придать товару наилучшие характеристики в одних отношениях заставляет в какой-то мере поступиться его достоинствами в других отношениях
5. Максимальная цена, которую покупатель считает для себя выгодным заплатить за данный товар – это … .
Ответ:
6. К наследственным конкурентным преимуществам персонала относится:
А) темперамент
Б) умение формулировать личные цели и цели коллектива
В) умение управлять своими эмоциями
7. Конкурентоспособность как «свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений» рассматривает:
А) Н. Кано
Б) М. Портер
В) Й. Шумпетер
8. Составьте пирамиду конкурентоспособности в правильной последовательности от основания до вершины:
А) конкурентоспособность страны
Б) конкурентоспособность товара
В) конкурентоспособность отрасли
Г) конкурентоспособность фирмы
Д) конкурентоспособность экономики
Ответ:
9. К числу свойств конкурентоспособности относится необходимость ее количественной оценки, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер. В этой связи, конкурентоспособности присуще свойство многовариантности. Назовите субъект, объект и цели оценки конкурентоспособности.
Ответ:
10. Вам поручена разработка конкурентной стратегии фирмы. Ее разработку Вы начали с определения ее конкурентных преимуществ. Что Вы включите в преимущества низкого и высокого порядка?
Ответ:
Тема 3. Основные теории стратегий конкурентной борьбы и конкурентные стратегии фирм
-
-
-
-
-
-
- Стратегия механической монополизации основана на …
-
-
-
-
-
- обособлении деловой деятельности компании и концентрации усилий на одной области бизнеса
- сотрудничестве с конкурентами и действии совместно с ними против общих конкурентов
- вытеснение конкурентов с рынка силовыми методами
- применении ценовой конкуренции.
- Выбор стратегии конкурентного поведения … на увеличение ее стратегических конкурентных преимуществ
- всегда нацелен
- никогда не нацелен
- в отдельных случаях нацелен
- Конкурентная мотивация субъектов предпринимательства может быть определена как …
- поведенческая
- организационная
- функциональная
- ценовая.
- Стратегическое конкурентное целеполагание включает формирование … целевых установок
- стратегических
- ситуационных
- тактических
- инвестиционных
5. Одним из вариантов поведения фирм-коммутантов является выполнение функций субпоставщика несложных деталей или полуфабрикатов для более крупной компании (виолента или патиента). Какие меры предосторожности Вам необходимо предпринять, как руководителю мелкой фирмы, чтобы не потерять свободу и не превратиться в придаток монополии?
Ответ:
6. Расширение компании за счет поглощений и слияний с фирмами своей отрасли, поставляющими сырье и полуфабрикаты – это:
a) регрессивная вертикальная интеграция
b) прогрессивная вертикальная интеграция
c) горизонтальная интеграция
d) дополняющая диверсификация
7. Фирмы-виоленты, отличающиеся особо крупными размерами; средним по темпу, но очень устойчивым ростом; широкой диверсифицированностью и наличием сети зарубежных филиалов – это … .
Ответ:
8. Установите соответствие:
Стратегия конкурентной борьбы |
Характеристика |
А. Виолентная стратегия |
Д. Храктерна для фирм, действующих в сфере крупного, стандартного производства товаров и/или услуг. |
Б. Патиентная стратегия |
Е. Преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила мелкого неспециализированного предприятия состоит в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента |
В. Коммутантная стратегия. |
Ж. Типична для фирм, вставших на путь узкой специализации. Она предусматривает изготовление особой, необычной продукции для определенного (чаще узкого) круга потребителей. |
Г. Эксплерентная стратегия |
З. Конкурентной борьбы связана с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка. |
Ответ:
9. Примеры придерживавшихся этой стратегии фирм можно найти среди первопроходцев выпуска персональных компьютеров («Эппл», «Зенит», «Осборн» и др.), биотехнологии («Джинентек»). Главный фактор силы такой стратегии связан с опережением во внедрении принципиальных нововведений. Это послужило основанием для сравнения подобных фирм с «первыми ласточками», раньше других начинающими обживать землю после зимы. Укажите о какой конкурентной стратегии идет речь и какие стремления такой фирмы
Ответ:
10. Укажите желаемую последовательность развития продуктов, начиная с низшего:
А) «Дойная корова»
Б) «Звезда»
В) «Собака»
Г) «Проблема»
Ответ:
Тема 4. Современная экономика как сообщество конкурирующих компаний
1. Удельный вес фирм-челенджеров (по Ф. Котлеру) в общей емкости определенного рынка составляет:
a) 40%;
b) 25%;
d) 30%.
2. Фирмы, ведущие производственную деятельность в нескольких странах, называют:
a) финансово-промышленными группами;
b) картелями;
c) транснациональными корпорациями;
d) компания.
3. Какой тип фирмы играет решающую роль на первом этапе научно-технического прогресса (изобретение и внедрение новшества):
a) виоленты;
b) патиенты;
c) эксплеренты;
d) коммутанты.
4. Совокупность свойств и характеристик продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности, называют … .
Ответ:
5. К сырью и природному топливу не применяются следующие показатели качества товаров:
a) функциональные;
b) эргономические;
c) безопасности;
d) экологичности.
6. Показатели, характеризующие соответствие изделия типичным размерам и форме человеческого тела и его отдельных частей, называются:
a) антропометрическими;
b) физиологическими;
c) психофизиологическими;
d) гигиеническими
7. Установите соответствие:
Вид интеграции |
Характеристика |
А. Обратная интеграция |
Д. Объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной области деятельности |
Б. Горизонтальная интеграция, или связанная горизонтальная диверсификация |
Е. Предприятие присоединяет функции, которые ранее выполнялись поставщиками, т.е. приобретает или устанавливает контроль над источниками сырья, производством комплектующих изделий, полуфабрикатов. |
В. Несвязанная диверсификация |
Ж. Могут отсутствовать общие рынки, ресурсы, технологии, а эффект достигается за счет обмена или разделения активов/сфер деятельности. |
Г. Конгломератная диверсификация |
З. Охват таких направлений деятельности, которые не имеют прямой непосредственной связи с основной деятельностью предприятия. |
Ответ:
8. Расставьте в правильной последовательности систему факторов, определяющих конкурентоспособность экономики:
А) Национальные условия, а точнее, факторы производства, необходимые для деятельности фирм в любой отрасли
Б) Условия спроса, т. е. определение того, каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью
В) Стратегия национальных предприятий, их структура и конкуренты, а также условия в стране, определяющие характер конкуренции на внутреннем рынке
Г) Наличие или отсутствие, а также уровень развития в стране конкурентоспособных на мировом рынке родственных и поддерживающих отраслей
Ответ:
9. Основной тенденцией развития мировой экономики на современном этапе является расширение и углубление процесса ее глобализации, т. е. экономическая открытость стран, формирование общего финансового рынка и информационной сети, либерализация режимов торговли. Происходящее ныне усиление всех транснациональных хозяйственных связей привело к тому, что почти половина потребляемых в мире товаров и услуг частично или полностью создается за пределами тех стран, где они потребляются. В высокотехнологичных отраслях интеграция проявляется наиболее сильно.
В соответствии с тенденциями развития современной экономики назовите ее главный потенциал. Обоснуйте ответ.
Ответ:
10. Конкурентоспособность экономики региона, равно как и обусловливаемое ей процветание региона, не наследуется – она создается и нуждается в постоянной поддержке, поскольку легко утрачивается при неэффективном управлении. Конкурентоспособность не вырастает просто из наличия природных ресурсов, имеющейся рабочей силы или обменного курса национальной валюты. Приведите направления конкурентоспособности развития региона,
Ответ: